«Ранняя профилактика суицидального поведения у детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 7 «Сказка» г. Томари»

09.04.2024

Информация

«Ранняя профилактика суицидального поведения у детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 7 «Сказка» г. Томари»

 

 

Самоубийство – социальное явление, которое  существует столько же, сколько существует на земле человек.  Особенно пугающим оно является, когда ему подвержены дети и подростки, которые по своему возрасту и статусу должны находиться под защитой и опекой взрослых – родителей, педагогов, государства.

 

        В последнее время значительно участились случаи суицидов не только у подростков, но и у детей младшего школьного возраста. Ситуация особенно  обостряется в связи с активностью средств массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации, которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме смерти.     

Помимо суицидального поведения, у  современных детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно - демонстративные суицидальные поступки. Такие действия детей, по сути, направлены не на самоуничтожение, а прежде всего на восстановление нарушенных социальных и семейных отношений.

В такой ситуации особенно актуальной становится системная профилактическая работа по предотвращению суицидальной угрозы.

И начинать эту работу, по нашему мнению,  необходимо с того самого момента, когда начинается социализация ребенка, т.е. с его поступления в детский сад.

 

    Формирование характера ребенка начинается  практически с  младенчества,  поэтому важно  уже в первые годы жизни ребенка  формировать антисуицидальные факторы личности (сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей  человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений), такие как:

 

ü  эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

ü  психологическая гибкость и  позитивная социализация;

ü  проявление интереса к жизни;

ü  формирование  ценности жизни и здоровья;

ü  умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;

ü  умение обращаться за помощью в трудных жизненных ситуациях, принимать помощь; наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

ü  уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

Мы перечислили лишь некоторые из факторов, их намного больше и формируются они последовательно на всем протяжении детства и юности.

 

    Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности  ребенок, чем сильнее его «психологическая защита», его жизнестойкость  и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Какие меры  по  ранней профилактике суицидального поведения у детей возможно реализовать в условиях дошкольного  образовательного учреждения?

 

          На этапе поступления ребенка в детское дошкольное образовательное учреждение, это  реализация  в МДОУ детский сад № 7 «Сказка»  технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Её цель: создать  условия, способствующие охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации  к условиям ДОУ, формирование у них чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

 

      От того насколько благополучным будет первый опыт социализации, во многом зависит  эмоциональная привязанность к значимым родным и близким,  качество  детско-родительских отношений в целом.

 

Реализуется  психолого-педагогическая технология через различные формы и методы работы с детьми и их родителями:

 

ü  диагностические мероприятия (наблюдения за детьми, анкетирование родителей, педагогов и т.д.)

ü  психологическое просвещение родителей и педагогов:

ü  выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду – как помочь своему ребенку»  (18.09.2023 г.)

ü  консультации «Стили семейного воспитания», практикум «Вместе весело играть»,

ü  создание информационной папки для родителей  «Адаптация к ДОУ: советы психолога»Хочу такой сайт

ü  разработка памяток, листовок  «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Техника правильного расставания», «Если ребенок плохо спит», «Игры, которые лечат», и т.п.

ü  консультация для воспитателей «Степень адаптации детей к условиям детского сада», «Первая встреча с родителями и ребенком» и т.д.

ü  Папка по взаимодействию педагога-психолога и воспитателей группы «Странички педагога-психолога»  (памятки, консультации);

ü  индивидуальные консультации детско-родительской пары, как по запросу родителей, так и по инициативе педагога-психолога;

ü  реализация педагогом-психологом программы групповых адаптационных игровых сеансов «Здравствуй, малыш!»

     

Помимо этого, воспитатели всех возрастных групп нашего детского сада, в своем ежедневном общении с детьми и их родителями стараются  выявить семьи, которые  потенциально могут попасть  в группу риска (семьи находящиеся в трудной жизненной ситуации и т.д.).

 

          По психологическим данным на первом месте в ряду причин, характерных для детей и подростков с суицидальным поведением, находятся  именно отношения с родителями.

 

         Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются дети и подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у детей  рассматриваются психологами как  призыв о помощи, как отчаянная попытка привлечь внимание взрослых, в первую очередь родителей, к своим проблемам.

Часто родители с самого раннего детства своих детей используют  дисфункциональные методы воспитания и установления дисциплины, не умеют поддерживать контакт с ребенком, не могут выразить свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое количество страхов и тревог, которые переносят в отношения с ребенком.

Если самые значимые в жизни ребенка взрослые (родители), произносят в  гневе  фразы «Убить тебя мало!», «Ты пустое место!», «Ничего из тебя не выйдет!»,  «Ты недостоин!», «Лучше бы тебя не было!» и т.п., они  запускают в подсознании  детей сценарий «Не существуй», «Не живи!», тем самым программируя их на самоповреждающее поведение.

В этом контексте особенно актуальной становится работа с родителями по обучению их конструктивным способам общения, воспитания и  сотрудничества с детьми, осознавший свои задачи воспитывающего родителя взрослый, сможет транслировать детям идею счастья, самореализации, уважения к себе и пустить их в жизнь с посланием «Живи!» «У тебя все получится!», «Мы тебя любим!».

 

      Все эти трудности  детско-родительских  отношений  могут быть сглажены  как с помощью психологической  индивидуальной консультативной работы по гармонизации детско-родительских отношений, так и групповой работы в рамках родительских собраний по следующим темам:

 

ü  Практическое занятие на родительском собрании  «Границы в детско-родительских отношениях»;

ü  Групповая консультация  на родительском собрании «Гармонизация детско-родительских отношений в совместной творческой деятельности»;

ü  Практические  занятия на родительских собраниях по теме  «Искусство воспитывать -  границы в детско-родительских отношениях;

ü  Практические  занятия  на родительских собраниях «Детские конфликты. Как помочь агрессивному ребенку»;

ü  Практическое занятие  на родительском  собрании: «Общаться с  ребенком. Как?  – границы в детско-родительских отношениях»;

ü  Выступление на родительском собрании:  дискуссия «Ребенок и современные электронные гаджеты»;

ü  «Мир детский и мир взрослый: как понять  друг друга?»;

ü  «Кувшин эмоций:  искусство воспитания»;

ü  «Агрессия в жизни человека. Как помочь агрессивному ребенку?»;

ü  «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»;

ü  «Современные информационные технологии и дети: точки зрения «за» и «против»;

ü  «Что стоит за плохим поведением ребенка – мотивы, причины стойкого непослушания»;

ü  « 5 шагов к взаимопониманию – учимся конструктивному разрешению  конфликтов»;

 

 Не менее эффективной  на наш взгляд формой работы по  ранней профилактике суицидального поведения и по формированию жизнестойкости  у детей является система работы по духовно-нравственному воспитанию в нашем учреждении, основанная на традициях православной культуры.

 

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».