09.04.2024
Информация
«Ранняя профилактика суицидального поведения у детей в
муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 7 «Сказка» г.
Томари»
Самоубийство – социальное явление,
которое существует столько же, сколько
существует на земле человек. Особенно
пугающим оно является, когда ему подвержены дети и подростки, которые по своему
возрасту и статусу должны находиться под защитой и опекой взрослых – родителей,
педагогов, государства.
В последнее
время значительно участились случаи суицидов не только у подростков, но и у
детей младшего школьного возраста. Ситуация особенно обостряется в связи с активностью средств
массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации,
которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории
к теме смерти.
Помимо суицидального поведения, у современных детей и подростков много так
называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и
любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно - демонстративные
суицидальные поступки. Такие действия детей, по сути, направлены не на
самоуничтожение, а прежде всего на восстановление нарушенных социальных и
семейных отношений.
В такой ситуации особенно актуальной становится системная
профилактическая работа по предотвращению суицидальной угрозы.
И начинать эту работу, по нашему мнению, необходимо с того самого момента, когда
начинается социализация ребенка, т.е. с его поступления в детский сад.
Формирование
характера ребенка начинается практически
с младенчества, поэтому важно
уже в первые годы жизни ребенка
формировать антисуицидальные факторы личности (сформированные
положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс
личностных психологических особенностей
человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению
суицидальных намерений), такие как:
ü эмоциональная
привязанность к значимым родным и близким;
ü психологическая
гибкость и позитивная социализация;
ü проявление интереса
к жизни;
ü формирование ценности жизни и здоровья;
ü умение
компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия
психической напряженности;
ü умение обращаться
за помощью в трудных жизненных ситуациях, принимать помощь; наличие духовных, нравственных
и эстетических критериев в мышлении;
ü уровень
религиозности и боязнь греха самоубийства;
Мы перечислили лишь некоторые из факторов, их намного
больше и формируются они последовательно на всем протяжении детства и юности.
Чем большим
количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в
частности ребенок, чем сильнее его
«психологическая защита», его жизнестойкость
и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный
барьер.
Какие меры по ранней профилактике суицидального поведения у
детей возможно реализовать в условиях дошкольного образовательного учреждения?
На этапе
поступления ребенка в детское дошкольное образовательное учреждение, это реализация
в МДОУ детский сад № 7 «Сказка»
технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период
адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Её цель: создать
условия, способствующие охране и укреплению психологического здоровья
детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации к условиям ДОУ, формирование у них чувства
защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
От того
насколько благополучным будет первый опыт социализации, во многом зависит эмоциональная привязанность к значимым родным
и близким, качество детско-родительских отношений в целом.
Реализуется
психолого-педагогическая технология через различные формы и методы
работы с детьми и их родителями:
ü диагностические
мероприятия (наблюдения за детьми, анкетирование родителей, педагогов и т.д.)
ü психологическое
просвещение родителей и педагогов:
ü выступление на
родительском собрании на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду – как помочь
своему ребенку» (18.09.2023 г.)
ü консультации «Стили
семейного воспитания», практикум «Вместе весело играть»,
ü создание
информационной папки для родителей
«Адаптация к ДОУ: советы психолога»
ü разработка памяток,
листовок «Как подготовить ребенка к
детскому саду», «Техника правильного расставания», «Если ребенок плохо спит»,
«Игры, которые лечат», и т.п.
ü консультация для
воспитателей «Степень адаптации детей к условиям детского сада», «Первая
встреча с родителями и ребенком» и т.д.
ü Папка по
взаимодействию педагога-психолога и воспитателей группы «Странички
педагога-психолога» (памятки,
консультации);
ü индивидуальные
консультации детско-родительской пары, как по запросу родителей, так и по
инициативе педагога-психолога;
ü реализация
педагогом-психологом программы групповых адаптационных игровых сеансов
«Здравствуй, малыш!»
Помимо этого, воспитатели всех возрастных
групп нашего детского сада, в своем ежедневном общении с детьми и их родителями
стараются выявить семьи, которые потенциально могут попасть в группу риска (семьи находящиеся в трудной
жизненной ситуации и т.д.).
По
психологическим данным на первом месте в ряду причин, характерных для детей и
подростков с суицидальным поведением, находятся
именно отношения с родителями.
Отношения
родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых,
полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих
суровых испытаний, с которыми встречаются дети и подростки в наше время. И не
случайно, что многие попытки суицида у детей
рассматриваются психологами как
призыв о помощи, как отчаянная попытка привлечь внимание взрослых, в
первую очередь родителей, к своим проблемам.
Часто родители с самого раннего детства своих детей
используют дисфункциональные методы
воспитания и установления дисциплины, не умеют поддерживать контакт с ребенком,
не могут выразить свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое
количество страхов и тревог, которые переносят в отношения с ребенком.
Если самые значимые в жизни ребенка взрослые (родители),
произносят в гневе фразы «Убить тебя мало!», «Ты пустое место!»,
«Ничего из тебя не выйдет!», «Ты
недостоин!», «Лучше бы тебя не было!» и т.п., они запускают в подсознании детей сценарий «Не существуй», «Не живи!»,
тем самым программируя их на самоповреждающее поведение.
В этом контексте особенно актуальной становится работа с
родителями по обучению их конструктивным способам общения, воспитания и сотрудничества с детьми, осознавший свои
задачи воспитывающего родителя взрослый, сможет транслировать детям идею
счастья, самореализации, уважения к себе и пустить их в жизнь с посланием
«Живи!» «У тебя все получится!», «Мы тебя любим!».
Все эти
трудности детско-родительских отношений
могут быть сглажены как с помощью
психологической индивидуальной
консультативной работы по гармонизации детско-родительских отношений, так и
групповой работы в рамках родительских собраний по следующим темам:
ü Практическое
занятие на родительском собрании
«Границы в детско-родительских отношениях»;
ü Групповая
консультация на родительском собрании
«Гармонизация детско-родительских отношений в совместной творческой
деятельности»;
ü Практические занятия на родительских собраниях по
теме «Искусство воспитывать - границы в детско-родительских отношениях;
ü Практические занятия
на родительских собраниях «Детские конфликты. Как помочь агрессивному
ребенку»;
ü Практическое
занятие на родительском собрании: «Общаться с ребенком. Как? – границы в детско-родительских отношениях»;
ü Выступление на
родительском собрании: дискуссия
«Ребенок и современные электронные гаджеты»;
ü «Мир детский и мир
взрослый: как понять друг друга?»;
ü «Кувшин
эмоций: искусство воспитания»;
ü «Агрессия в жизни
человека. Как помочь агрессивному ребенку?»;
ü «Я и мой ребенок –
поиски взаимопонимания»;
ü «Современные
информационные технологии и дети: точки зрения «за» и «против»;
ü «Что стоит за
плохим поведением ребенка – мотивы, причины стойкого непослушания»;
ü « 5 шагов к
взаимопониманию – учимся конструктивному разрешению конфликтов»;
Не
менее эффективной на наш взгляд формой
работы по ранней профилактике
суицидального поведения и по формированию жизнестойкости у детей является система работы по
духовно-нравственному воспитанию в нашем учреждении, основанная на традициях
православной культуры.