23.04.2020
Патриотическое воспитание подрастающего
поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи
патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во
все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего
поколения.
Использование сказок для формирования
патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно
актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается
сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.
Именно народные сказки воспитывают
ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно -
нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в
воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.
07.12.2020
В рамках подготовки к празднованию 800-летия со
дня рождения князя Александра Невского было решено организовать в нашем
дошкольном учреждении проект «Святой благоверный князь Александр Невский».
Святой
благоверный великий князь Александр Невский на протяжении многих веков служит
для наших соотечественников образом святости. Из той трагической эпохи нам
трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так
как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу,
Православию и своему народу. Своим примером он задаёт нам образ воспитания
цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и
гражданина.
Это один из наиболее эффективных методов обучения,
открывающий новые возможности воспитания и обучения дошкольников и наиболее
целесообразный для решения задач духовно-нравственного воспитания.
Целесообразность использования проектного метода в
том, что он позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем и объединить
детей, родителей (законных представителей) и педагогов дошкольной организации в
совместной деятельности. Данный
метод даёт возможность работать по выбранной теме во всех режимных моментах,
применяя при этом интеграцию образовательных областей (речевое развитие,
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Благодаря
участию родителей в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается
самооценка.
В основе проекта лежит идея погружения детей в историю
прошлого страны, которая даёт возможность глубоко осознать и почувствовать
полученную информацию.
Вся проектная
деятельность была направлена на основную цель: духовно-нравственное воспитание
детей старшего дошкольного возраста через знакомство с жизнью великого князя Александра Невского и
историей средневековой Руси.
Участники
проекта: педагоги, дети 6 -7 лет, родители.
Тип
проекта: краткосрочный
Вид
проекта: познавательно - творческий
Предполагаемые результаты проекта:
1.
Дети ознакомятся с жизнью великого князя Александра Невского, историей
средневековой Руси.
2.
У воспитанников сформируется чувство гордости к верному сыну Отечества –
великому русскому полководцу Александру Невскому, горячо любящего свой народ и Родину; любовь к
Родине, интерес к её историческому прошлому и настоящему.
3.
У детей возникнет интерес к историческому прошлому, связанному с духовной
жизнью наших предков, традициям и обычаям.
Для реализации проектных мероприятий и достижения
поставленных целей были выбраны различные
формы работы с детьми:
1. Беседы по тематике.
2. Конструирование.
3. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.
4. Дидактические, подвижные игры.
5. Народные игры.
6. Чтение художественной литературы.
7. Рассматривание иллюстраций.
8. Просмотр видео презентаций.
Проект имеет три этапа реализации: подготовительный,
информационный; практический, познавательный; завершающий.
1 этап. Подготовительный, информационный
Деятельность педагога
Разработка
конспектов познавательно-творческих мероприятий. Сбор информации, материалов к
занятиям и подготовка методической литературы по теме проекта. Поиск материалов к беседам по циклу занятий
«Александр Невский».
Деятельность детей
Знакомятся с
биографией великого русского полководца Александра Невского, историей и бытом
русского народа 12 столетия, основными историческими событиями; просматривают
презентации, видеоролик «Александр Невский. История войн», рассматривают
иллюстрации, отображают полученные сведения в продуктивной деятельности.
2 этап. Практический, познавательный
Деятельность педагога
Планирование
работы на занятиях и в свободное время. Практическая помощь детям, создание
условий и мотивации для осуществления проекта. Сбор информации, материалов к
занятиям. Подготовка презентаций «Одежда и вооружение русских воинов» и
«Русское оружие», видеоролика «Александр. Невская битва».
Деятельность детей
Знакомятся с одеждой
русских воинов, её назначением, функциональными возможностями и материалами, из
которых она изготавливалась. Закрепляют названия предметов защитного вооружения
русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копьё, палица и т. д.), слушают подготовленные выступления родителей «Жизнь
Александра Невского», «Ледовое побоище».
Деятельность родителей
Совместное
изготовление творческих поделок и рисунков на конкурс, презентация с
выступлением «Жизнь Александра Невского», «Ледовое побоище».
3 этап. Завершающий
Деятельность педагога
Подготовка и сбор
материалов к завершающему занятию. Организация
выставки детский работ «Великий русский князь Александр Невский». Презентация
проекта для сотрудников МБДОУ.
Деятельность детей
Учатся воспринимать,
анализировать и сравнивать, отвечать на вопросы, развивают диалогическую речь,
составляют рассказ-осмысление.
Продукты проекта:
- презентация проекта для сотрудников МБДОУ;
- выставка рисунков «Богатыри земли русской»;
- совместные с родителями поделки;
- стихи.
Таким образом, в
течение месяца с детьми старшего дошкольного возраста были проведены
вышеуказанные мероприятия. Большой интерес у детей вызвал рассказ воспитателей
«Почему князя Александра называют Невским?», выступления родителей по темам
«Ледовое побоище» и «Жизнь Александра Невского».
На основе знакомства
с жизнью и подвигами святого благоверного великого князя Александра Ярославича
Невского, у детей сформировался собирательный образ заступника Русской земли.
Дети выяснили значение деятельности князя Александра для истории Святой Руси.