23.07.2024
Совместная деятельность взрослых и детей – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации(сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.
Совместная деятельность возможна в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Воспитатель вовлекает детей в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее изнутри как равный партнер. Важно сохранять баланс инициатив детей и взрослых.
Ключевые признаки совместной деятельности взрослых и детей: ü соблюдение баланса инициатив взрослого и детей ü ребенок – не объект воздействия взрослого-учителя, а субъект взаимодействия со взрослым ü создание условий для инициативы, активности детей ü дети должны действовать, предлагать, высказывать идеи, делать выводы, выбирать, обсуждать, рассуждать, искать ответы, участвовать в планировании, сотрудничать со взрослым и с со сверстниками ü использование к детям открытых (предполагающих обсуждение) вопросов, способствующих диалогу, обсуждению, рассуждению, совместному поиску ответов, совместному планированию ü использование проблемных вопросов, решение проблемных задач и ситуаций ü взрослый поощряет, инициирует, поддерживает незапланированные вопросы и ответы детей ü допускается «деловой шум» ü обсуждаются допустимые нормы поведения; вырабатываются, принимаются и соблюдаются правила поведения ü контроль и оценка результатов идут от взрослого и от детей; оценка должна быть содержательной, поддерживающей, позитивной, оптимистичной, ориентированной на дальнейшие достижения ü тема находит отражение в предметно-развивающей среде (в центрах активности, различных уголках, оформлении группы) ü не ограничена временными рамками; привязана к теме нескольких дней, недель ü от воспитателя требуется гибкость, он может выполнять разные роли: играющий партнер, организатор, координатор, учитель и др. ü родители – активные участники совместной деятельности взрослых и детей
Формы совместной деятельности · игры (сюжетно-ролевые, игры-фантазирования, дидактические, подвижные, спортивные, игры-путешествия, строительные и др.) · игровые упражнения, тренинги, этюды · игровые образовательные ситуации с игрушкой-персонажем, дидактической куклой · решение проблемных ситуаций · беседы, общение по поводу…, разговор · чтение детям, обсуждение прочитанного · словотворчество (составление, придумывание рассказов, историй; сочинение сказок, загадок, поэтических четверостиший и т.п.) · театрализованная деятельность · музицирование, пение, хореография · развлечения, досуги, праздники · рассматривание различных объектов · просмотр видеоматериалов и слайд-программ · слушание аудиозаписей · наблюдения за объектами и явлениями · целевые прогулки, экскурсии; «заочные» экскурсии и путешествия · экспериментирование, исследования, опытническая деятельность · коллекционирование · моделирование · песочная игротерапия · проектная деятельность · хозяйственно-бытовой труд · мастерские; продуктивная деятельность (лепка, аппликация, конструирование, рисование, ручной труд)