№
п/п
1.
2.
3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6
5.
6.
Содержание.
Особенности организуемого в ДОО воспитательного
процесса
Цель и задачи воспитания
Требования к планируемым результатам освоения
программы воспитания
Виды, формы и содержание деятельности
Модуль «Гражданин и патриот»
Модуль «Культурно-досуговое развитие»
Модуль «Эколята - дошколята»
Модуль «Творческий клуб»
Модуль «Детский сад и спорт»
Модуль «Работа с родителями или законными
представителями»
Основные направления самоанализа воспитательной
работы
Календарный план воспитательной работы
Стр.
3
7
8
10
10
12
13
15
16
18
19
20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной
программы МБДОУ детский сад №7 «Сказка» (далее - ООП ДО).
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года №
304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. При составлении Программы воспитания
использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения
России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных
общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна
из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО).
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов,
указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области
живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО).
В программе описана система возможных форм и методов работы своспитанниками.
Программа воспитания включает в себя три основных раздела:
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания;
Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ;
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания.
1. Особенности организуемого воспитательного процесса в образовательной
организации
Воспитательный процесс в дошкольной организации организован на основе настоящей
рабочей программы воспитания, сформированной на период 2023 - 2024гг., и направлен на
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Общая характеристика общеобразовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7
«Сказка», сокращенное название: МБДОУ детский сад №7 «Сказка». Форма собственности:
муниципальная, учредитель: отдел образования МО «Томаринский городской округ».
Дошкольная организация расположена в спальном районе центральной части города, в
двухэтажном здании типовой постройки введённое в эксплуатацию 4 мая 1990 года, в котором
организован учебно-воспитательный процесс обучающихся (воспитанников) с 1,6 до 7 лет, с
проектной мощностью 158 человек.
В образовательной организации 7 групповых помещений, совмещённый музыкальный и
спортивный зал, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, сенсорная комната.
Помещения в здании соответствуют требованиям санитарных правил и норм.
Педагогическую деятельность осуществляют опытные педагоги, численность
педагогического коллектива – 14 человек, шесть педагогов имеют высшее образование, восемь
- среднее профессиональное (педагогическое) из них 2 педагога имеют высшую
квалификационную категорию (14%), 7 - первую квалификационную категорию (50%).
Педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации и занимаются
самообразованием.
Особенности социального окружения
Социальные партнёры МБДОУ детский сад № 7 «Сказка», участвующие в воспитании
обучающихся: учреждение образования и культуры – МБУК «Томаринская ЦКС», МБОУ
СОШ № 2 г.Томари (3 км.), центральная детская библиотека г.Томари (2 км), ОГИБДД ОМВД
России по «Томаринскому городскому округу»; предприятия: ГБУЗ Томаринская центральная
районная больница, Томаринский пожарный отряд.
Источники положительного или отрицательного влияния на детей
Отдаленность учреждений спорта и культуры затрудняет реализацию программ
дополнительного образования, поэтому образовательная организация самостоятельно создаёт
комфортную среду для реализации воспитательного процесса, а также для саморазвития и
самоопределения личности (в том числе и для детей с ОВЗ).
Особенности контингента воспитанников
Контингент воспитанников неоднороден. В дошкольной организации обучаются разные
категории детей: дети с хроническими заболеваниями – 2,4%, дети с ОВЗ – 3%, дети-инвалиды
– 3 %.
Социальный паспорт фиксирует особенности семей нашей образовательной
организации: по национальному составу преобладают русские, но обучаются и дети, для
которых русский язык неродной (1 чел), по социальному статусу – 87% родителей
работающих, 13% - неработающие; по материальному положению большинство семей
характеризуются хорошими материальными условиями, т.е. обеспеченные семьи 67%; по
образовательному уровню - только 40% родителей имеют высшее образование, 55% имеют
начальное и среднее профессиональное образование, без профобразования - 5%. К тому же
некоторые родители (законные представители), как участники образовательного процесса 12%
имеют низкую мотивацию на сопровождение своего ребёнка, отмечается пассивность
родителей к деятельному участию в жизни ДОО и города.
Оригинальность воспитательных находок учреждения
На базе дошкольной организации реализуется региональная инновационная площадка,
проектная деятельность, направленные на личностное развитие воспитанников. Развитие
системы воспитания детей положительно влияет на уровень образованности и общей
культуры, их здоровье, культуру взаимодействия с людьми и окружающей средой.
Под руководством педагогов воспитанники, на протяжении многих лет, являются
активными участниками конкурсов, олимпиад, дистанционных курсов различного уровня,
становятся победителями и призёрами этих мероприятий. Таким образом, на дошкольную
организацию ложится большая ответственность за организацию среды способствующую
формированию личности дошкольников. Детский сад берет на себя культурные недостающие
компоненты в развитии личности.
Важные для организации принципы и традиции воспитания
Процесс воспитания в МБДОУ детский сад № 7 «Сказка» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи обучающегося, соблюдения
конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности
обучающегося при нахождении в образовательной организации; ориентир на создание в
образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося
и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и
педагогических работников;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как
предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его
эффективности.
За многолетнее функционирование детского сада сложилась система воспитательной
работы со своими традициями, особенно по таким направлениям: гражданско-патриотическое
воспитание, организация спортивно массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
Большое внимание уделяется воспитанию патриотизма и гражданственности.
На базе МБДОУ созданы и успешно функционирует мини - музей «Чудо росписи».
Сложилась система традиционных мероприятий: дни Здоровья, тематические недели,
выставка-конкурс творческих работ, участие в муниципальных и региональных акциях,
принимаем участие в проектах, конференциях, спортивных соревнованиях на уровне
муниципалитета, в экологических акциях, во всероссийской акции «Георгиевская ленточка».
Активное использование социальных сетей является частью детсадовского уклада.
Социальная сеть является мощным средством создания и регулирования информационного
пространства внутри коллектива и родителей (законных представителей). В социальной сети
«Телеграмм», VK создана группа «Сказка», где родители получают информацию о
мероприятиях, акциях, комментируют и обсуждают проекты, социально значимые дела,
просматривают фотографии с мероприятий. Открытость и доступность администрации
дошкольной организации очень важна.
Нормативно-правовые документы:
1. Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1 , п.4;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155;
5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года»;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
7. Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г. № 2/20
http://form.instrao.ru;
8. Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru
9. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад № 7
«Сказка» г.Томари Сахалинской области.
10. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО).
2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также на основе базовых общественных
ценностей (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье,
человек) формулируется цель воспитания и задачи, которые детскому саду предстоит решать
для достижения цели.
Цель детского сада – обеспечить детям полноценное и радостное проживание детства
как уникального периода развития и формирования личности ребёнка через поддержку
естественных процессов развития, воспитания и обучения.
Цель воспитания – введение дошкольника в мир культуры, сохранение и укрепление
психического и физического здоровья, индивидуальности, создание условий для
разностороннего развития его способностей.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
дошкольников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание.
Целевые приоритеты - знание дошкольниками социальных норм:
- быть трудолюбивым;
- быть любящим, послушным и отзывчивым;
- знать и любить свою Родину;
- беречь и охранять природу;
- проявлять миролюбие;
- стремиться узнавать что-то новое;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни;
- уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и
действовать самостоятельно не без помощи старших.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать
решение следующих основных задач:
- развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств;
создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребёнка в соответствии
с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого
образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной
позиции;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
- организация содержательного взаимодействия ребёнка с другими детьми, взрослыми и
окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного
человека;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
- воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов
социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира,
умения общаться с разными людьми;
- объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе
традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских
взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и
образования детей.
3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей
– «Портрета выпускника ДОУ» и «Портрета гражданина России».
Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам)
В процессе воспитания к окончанию раннего возраста (к трем годам) предполагается
достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах:
Портрет Гражданина России.
1. Патриотизм
Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма,
мира во всем мире.
Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России,
сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к
Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия
традиционных духовно- нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества,
уважения к традиционным религиям России.
Уважающий прошлое родной страны и устремлённый в будущее.
2. Гражданская позиция и правосознание
Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей
развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в
деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах.
Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и
свободы других людей на основе развитого правосознания.
3. Социальная направленность и зрелость
Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке
4.Интеллектуальная самостоятельность
Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий
мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и
эстетических идеалов.
5. Экономическая активность
Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий
поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного
поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей,
мотивированный к инновационной деятельности.
6. Коммуникация и сотрудничество
Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими
людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными
возможностями здоровья
7. Здоровье и безопасность
Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового
и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и
окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность,
обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам,
ограничивающий свои потребности.
Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам)
предполагаетсядостижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах:
1. Патриотизм
Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии,
гуманизма, мира во всем мире.
Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России,
сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к
Отечеству, малой родине, сопричастности к
2. Гражданская позиция и правосознание
Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных
целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики,
участвующий
в
деятельности
общественных
объединениях,
волонтёрских
и
благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и
неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания.
3. Социальная направленность и зрелость
Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и
достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в
общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой
деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и
деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой
жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства
саморегуляции, самоорганизации и рефлексии.
4. Интеллектуальная самостоятельность
Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий
мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и
эстетических идеалов.
5. Зрелое сетевое поведение
Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие
на основе правил сетевой культуры и сетевой этики, управляющий собственной репутацией в
сетевой среде, формирующий «здоровый» цифровой след.
6. Экономическая активность
Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий
поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного
поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей,
мотивированный к инновационной деятельности.
7. Коммуникация и сотрудничество
Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими
людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными
возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли
различными способами на русском и родном языке.
8. Здоровье и безопасность
Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового
и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и
окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность,
обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам,
ограничивающий свои потребности.
9. Мобильность и устойчивость
Сохраняющий внутреннюю
устойчивость в
динамично
меняющихся
и
непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий
социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме
непрерывного самообразования и самосовершенствования.
4.Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы дошкольной образовательной организации:
1) воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России,
патриотов своего Отечества;
2) создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка дошкольного
возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе;
3) формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими
знаниями и умениями, опытом бережного отношения к природе;
4) раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти,
мышления, внимания, волевых процессов;
5) формирование физической культуры личности и способности направленного
использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и
укрепления здоровья;
6) спроектировать современную систему взаимодействия семьи и образовательной
организации.
Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в
календарном плане воспитательной работы (Приложение 1), утверждаемом ежегодно на
предстоящий учебный год на основе направлений воспитательной работы, установленных в
настоящей рабочей программе воспитания.
4.1Модуль «Гражданин и патриот»
Цель модуля: развитие личности обучающегося на основе формирования у дошкольников
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку.
Задачи модуля:
формирование знаний обучающихся о символике России;
способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма;
укреплять знания о культурном и природном наследии;
развитие у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, историческим символам и памятникам Отечества;
формирование российской гражданской идентичности, гражданской позиции активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
формирование установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
формирование антикоррупционного мировоззрения.
Формы реализации модуля:
Дела
Наименование мероприятия
Патриотические праздники:
День знаний
День окончания Второй мировой
войны
День солидарности в борьбе с
терроризмом
День народного единства
День Конституции Российской
Федерации
В ДОУ
Срок
выполне
ния
01.09.
03.09.
03.09
04.11
12.12.
День снятия блокады города
Ленинграда
27.01
День защитника Отечества
День космонавтики
Праздник Весны и Труда
23.02.
12.04.
01.05.
День Победы
Международный день
защиты детей
День России
День семьи, любви и верности
День Государственного флага
Российской Федерации
09.05.
Смотр строя песни
Выставка поделок
Выставка рисунков
Конкурсы
Ответствен
Планируемый
ный
результат
исполнитель
01.06.
Проявлять
патриотические
чувства, ощущать
гордость за свою
страну, её
достижения,
иметь
представление
о её
географическом
разнообразии,
многонациональн
ости, важнейших
исторических
событиях.
12.06.
08.07.
22.08
В
течение
года
Эмоционально
отзываться
на красоту
произведения
народного
и
профессиональног
о искусства.
За
ДОУ
Экскурсии
Городские праздники
пределы
Районный фестиваль
защитника Отечества
Социальные акции
Групповые
к
В
дню течение
года
Организованная образовательная
деятельность
Ролевые игры
В
Выставки
течение
Беседы
года
Театрализованные представления
Викторины
Создание РППС
Обладать
установкой
положительного
отношения
к
миру, к разным
видам
труда,
другим людям и
самому
себе,
обладают
чувством
собственного
достоинства.
Соблюдать
элементарные
общепринятые
нормы,
имеют
первичные
ценностные
представления о
том, «что такое
хорошо и что
такое
плохо», стремятся
поступать
хорошо;
проявляют
уважение
к
старшим
и
заботу
о
младших.
4.2.Модуль «Культурно - досуговое воспитание»
Культурно – досуговое воспитание благотворно влияет на развитие психических
процессов ребёнка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи, для
закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному
воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Цель модуля: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка
дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее
развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе
Задачи модуля:
– сформировать у ребёнка первоначальные представления о культуре в целом и мире
искусства в частности;
– стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребёнка;
– приобщать детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение
разным видам деятельности;
– формировать уверенность в своих силах;
– укреплять физическое и психическое здоровье детей;
– учить уважать мнение сверстников и окружающих людей;
– обучать рациональному использованию;
– поддерживать у родителей интерес к проведению совместных мероприятий.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих
целей на мероприятиях используются игры и представления. Они позволяют детям
расслабиться и подвигаться.
Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом
воспитательной работы.
Формы реализации модуля:
Дела
Наименование мероприятия
День города
За
пределы Районный фестиваль
ДОУ
Городские концерты
День защиты детей
В ДОУ
Групповые
Сезонные праздники:
Осень
Зима
Весна
Народные:
Масленица
Государственно-гражданские:
Новый год
День защитников отечества
8 Марта
День космонавтики
День Победы
Православные:
Рождество
Пасха
Образовательные события
Квест – игра
КВН
Игры-забавы
Музыкальные игры
Игры -драматизации
Просмотр мультфильмов
Тематические вечера
Музыкальная викторина
Вечер юмора
Дни именинников
Выпуск в школу
Срок
выполне
ния
В
течение
года
В
течение
года
В
течение
года
Ответственн
ый
исполнитель
Планируемый
результат
Сформируется
стремление
активно
участвовать
в
развлечениях
Эмоционально
реагировать
на
произведения
изобразительного
искусства.
Расширится
представления
о
музыкальном
искусстве,
традициях
и
обычаях
народов
России,
учить
использовать
полученные знания
и навыки в жизни.
Разовьётся
эстетический вкус,
способности
ценить
произведения
искусства,
предметы внешнего
мира
и
окружающей
среды.
4.3.Модуль «Эколята - дошколята»
Первым этапом системы экологического образования является дошкольное
экологическое воспитание.
Цель модуля: формирование экологически воспитанной личности, владеющей
экологическими знаниями и умениями, опытом бережного отношения к природе.
Задачи модуля:
- формировать у детей элементы экологического сознания, которое определяется содержанием
и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте
в нём человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире;
- развивать у детей навыки экологически ориентированной деятельности с объектами
ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе;
- формировать положительный опыт эмоционально – чувственного восприятия природы,
эстетического видения её;
- воспитывать осознанное отношение к природе на основе присвоения личностно-значимых
экологических ценностей.
Формы реализации модуля:
Дела
Наименование мероприятия
Срок
выполне
ния
Экологические акции:
Посади дерево
В
За пределы
Птицы наши друзья
течение
ДОУ
Всероссийские
экологические года
олимпиады
Ответственн
ый
исполнитель
Планируемый
результат
Не рвать и не
ломать
растения,
бережно
относиться
к
живым существам,
не вредить им
Создание экологической тропы
Конкурс рисунков «Природа – это
Анализировать
сказка!»
результаты
Экологический праздник
наблюдений
и
В
Конкурс поделок из бросового
делать выводы о
В ДОУ
течение
материала
некоторых
года
Фотоконкурс
«Сохраним
это
закономерностях и
чудо!»
взаимосвязях
в
Конкурс рисунков на асфальте
природе.
Построение снежного городка
Экологические игры
День Эколят
Объяснять
Экологическая викторина
экологические
Выставка рисунков, поделок
зависимости;
Организованная образовательная В
Устанавливать
Групповые
деятельность
течение
связи
и
Создание
опытнических
и года
взаимодействия
экспериментальных уголков
человека
с
Беседы
природой.
Просмотр
познавательных
видеороликов
Экологию можно пропустить через все виды деятельности. Игра – ведущий вид
деятельности дошкольника. В ознакомлении детей с природой широко используются
разнообразные игры. Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание.
В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них
представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья,
семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются
представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания,
имеющиеся у детей, и само слово. Словесные игры развивают внимание, сообразительность,
быстроту реакции, связную речь.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам
животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания;
получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей
имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления,
полученные в процессе занятий и повседневной жизни.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по
построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об
особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между
ними.
Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному
воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные
связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие
мышления дошкольника.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в
которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт
своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая
личность.
Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – создание
предметно-развивающей среды, которая включает в себя
- огород на окне, где дети выращивают лук, чеснок, фасоль, петрушку, цветы
- картотеку игр, включающую подборку экологических игр, физкультминуток, пальчиковых
игр, загадок, стихотворений о природе, песен
- мини-библиотеку
- природный материал для игр и конструирования.
Воспитатели в группе создают природные уголки, с подобранными растениями для детей
данного возраста, а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразный
материал для экспериментирования и опытнической деятельности.
4.4.Модуль «Творческий клуб»
Творческий клуб позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по
нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое
воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий.
Цель модуля: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти,
мышления, внимания, волевых процессов.
Задачи модуля:
- формирование личности ребёнка в творческом его развитии;
- воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми;
- обучение культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению;
- совершенствовать артистические навыки.
Творческий клуб способствует художественно–эстетическому развитию ребенка,
которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений
о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.). Стимулирует у воспитанников развитие: сенсорных
способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах
свои творческие способности.
Творческий клуб – это не просто мероприятия в стенах детского сада, это
продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники
процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по
взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть
терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном
движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с
положениями, условиями и системой оценки. Через весь процесс подготовки, организации и
проведения творческого клуба педагогический коллектив детского сада решает для себя
важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и
детском саду.
Конкретная форма проведения творческого клуба определяется календарным планом
воспитательной работы МБДОУ.
Формы реализации модуля:
Дела
Наименование мероприятия
Срок
выполне
ния
Муниципальные
конкурсы
рисунков, поделок
В
За пределы Региональные конкурсы поделок,
течение
ДОУ
рисунков
года
Всероссийские конкурсы поделок,
рисунков, видеороликов
В ДОУ
Конкурс чтецов
Конкурс поделок, рисунков
Конкурс снежных построек
Оформление музыкального зала
Групповые
Выставка рисунков
Выставка поделок
Квест-игры
В
Выставка прикладного творчества течение
Маршрутная игра
года
Оформление
групповых
помещений
В
течение
года
Ответственн
ый
исполнитель
Планируемый
результат
Знает особенности
изобразительных
материалов.
Различает
виды
изобразительного
искусства:
живопись, графика,
скульптура,
декоративноприкладное
и
народное
искусство.
Умеет
создавать
коллективные
работы,
действовать
согласованно,
договариваться о
том, кто какую
часть работы будет
выполнять,
как
отдельные
изображения будут
объединяться
в
общую картину.
4.5.Модуль «Детский сад и спорт»
Цель модуля: формирование физической культуры личности и способности направленного
использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и
укрепления здоровья.
Задачи модуля:
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на
здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в
регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- охрана жизни и укрепления здоровья, улучшение физического развития, функциональное
совершенствование и повышение работоспособности организма ребёнка;
- формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие
навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний;
- воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать
потребность к ежедневным занятиям, физическими упражнениями, развивать умение
самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома.
Включение детей в двигательную, познавательно-исследовательскую деятельность,
восприятие произведений изобразительного искусства, способствуют становлению у детей
ценностей здорового образа жизни: бережного отношения к своему организму, овладению
необходимыми гигиеническими навыками; у детей формируется уверенность в себе,
появляется чувство удовлетворения от развивающейся ловкости, смелости, быстроты и
красоты движений. Развивается самосознание ребенка, образ физического «Я» становится
важным компонентом личностной культуры дошкольника.
Содержание физического воспитания включено в образовательные области «Физическое
развитие» (разделы «двигательная деятельность», «становление у детей ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами») «Познавательное
развитие» (формирование первичных представлений о себе, других людях), «Художественноэстетическое развитие» (раздел «изобразительное искусство»).
Традиции детского сада. Ежегодно в летний оздоровительный период утренняя гимнастика
проводится на спортивной площадке. Участниками являются воспитанники всех дошкольных
групп, педагоги и родители (по возможности и желанию).
Форма и тема определяется календарным планом воспитательной работы ДОУ.
Формы реализации модуля:
Дела
Наименование мероприятия
Общегородские
спортивные
мероприятия:
За пределы «Кросс нации»,
ДОУ
«Велопробег»
«Лыжня России»,
«За здоровьем всей семьей»
Физкультурные праздники,
Физкультурные досуги,
В ДОУ
День здоровья
Групповые
Срок
выполне
ния
В
течение
года
В
течение
года
Закаливающие
процедуры,
утренняя гимнастика,
В
подвижные игры,
течение
спортивные
упражнения,
года
физкультурные развлечения.
Ответственн
ый
исполнитель
Планируемый
результат
Проявляет интерес
к участию в подв
ижных играх и фи
зических упражнен
иях.
Знает о пользе
утренней зарядки,
физических
упражнений.
Имеет
элементарные
представления
о
некоторых
составляющих
здорового образа
жизни: правильном
питании,
пользе
закаливания,
необходимости
соблюдения правил
гигиены.
Знает о пользе
утренней зарядки,
физических
упражнений.
4.6.Модуль «Работа с родителями или законными представителями»
Цель модуля: спроектировать современную систему взаимодействия семьи и образовательной
организации.
Задачи модуля:
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по общим и
конкретным вопросам воспитания ребёнка в семье и ДОО;
- вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-воспитательную,
культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивно-оздоровительную деятельность;
- совершенствование форм взаимодействия ДОО - семьи;
- Помощь родителям и детям с ОВЗ;
- тактичность в общении с родителями в социальных сетях и мессенджерах.
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности.
Формы реализации модуля:
Срок
Ответственн
Планируемый
Дела
Наименование мероприятия
выполне ый
результат
ния
исполнитель
В саду родительский комитет,
участвующие
в
управлении
образовательной организацией и
решении вопросов воспитания и
социализации их детей.
Активная работа в
В саду родительские собрания,
Совете родителей;
происходящие
в
режиме
участие
в
обсуждения наиболее острых В
разработке Устава,
В ДОУ
проблем обучения и воспитания течение
нормативнодошкольников.
года
правовых
Родительские
форумы
при
документов
и
образовательном интернет-сайте,
локальных
актов
на
которых
обсуждаются
ДОО.
интересующие
родителей
вопросы, а также осуществляются
виртуальные
консультации
психолога и педагогов.
Родительские собрания.
Посещение
и
Родительские
гостиные,
на
участие
во
которых обсуждаются вопросы
групповых
возрастных особенностей детей,
мероприятиях;
На
В
формы и способы доверительного
совместное
групповом
течение
взаимодействия
родителей
с
планирование
и
уровне
года
детьми,
проводятся
мастеробщение
по
классы, семинары, круглые столы
вопросу
участия
с приглашением специалистов;
детей в досуговой
Дни открытых дверей, во время
деятельности;
которых родители могут посещать
занятия
для
получения
представления о ходе учебновоспитательного процесса в ДОО.
Работа специалистов по запросу
родителей
для
решения
проблемных ситуаций;
Участие
родителей
в
педагогических
консилиумах,
собираемых
в
случае
возникновения острых проблем,
На
связанных
с
обучением
и В
индивидуаль воспитанием конкретного ребёнка; течение
ном уровне
Помощь со стороны родителей в года
подготовке и проведении в саду и
групповых
мероприятий
воспитательной направленности;
Индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных
усилий педагогов и родителей.
участие родителей
в организации и
проведении
конкурсов,
праздников.
участие в ППк;
обеспечение
занятости
детей
общественнополезной
деятельностью;
участие
в
организации
летнего отдыха.
5. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в дошкольной организации воспитательной работы
осуществляется по выбранным самой ДОО направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем дошкольного воспитания и последующего их решения. Самоанализ
осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Основными
принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе,
являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на
изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между дошкольниками и
педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с
детьми деятельности;
- принцип разделённой ответственности за результаты личностного развития дошкольников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие – это результат как
социального воспитания (в котором дошкольная организация участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в дошкольной организации воспитательного
процесса являются:
результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников;
состояние организуемой в дошкольной организации совместной деятельности детей и взр
ослых.
Направления
анализа
воспитател
ьного
процесса
Результаты
воспитания,
социализаци
и
и
саморазвити
я
дошкольник
ов
Критерий
анализа
Динамика
личностного
развития
дошкольник
ов каждой
группы
Способ
получения
Кем
информации
осуществляе
о
тся
результатах
воспитания
Педагогичес
кое
наблюдение
Осуществляет
ся
анализ
воспитателям
и совместно с
методистом с
последующим
обсуждением
его
результатов
на заседании
педагогическо
го
совета
МБДОУ
детский сад
№ 7 «Сказка».
Результат анализа
Получение представления о
том, какие прежде
существовавшие
проблемы
личностного развития
дошкольников удалось решить
за прошедший учебный год;
какие проблемы решить не
удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем
далее
предстоит
работать
педагогическому коллективу.
Внимание
при
этом
сосредотачивается на вопросах,
Беседы
с
связанных с:
родителями, Осуществляет - качеством проводимых в ДОУ
педагогами, ся
анализ мероприятий;
Наличие в при
методистом
качеством
совместной
образователь необходимос на
основе деятельности воспитателей и
Состояние
ной
ти
–
их анализов
родителей;
организуемо организации анкетирован воспитателей. качеством
организации
й
в интересной, ие.
нравственно-патриотического
образователь событийно
Полученные
воспитания;
ной
насыщенной результаты
качеством
организации
организации и личностно обсуждаютс
культурно-досугового
совместной
развивающе я
на
воспитания;
деятельност й
заседании
качеством
организации
и детей и совместной
педагогичес
экологического воспитания;
взрослых
деятельност кого совета
качеством
организации
и детей и МБДОУ
творческого клуба;
взрослых
детский сад
качеством
организации
№
7
физкультурно«Сказка».
оздоровительного воспитания;
- качеством взаимодействия
дошкольной организации и
семьи.
Итогом самоанализа организуемой в дошкольной организации воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.
Анализ воспитательной работы доводится до родительской общественности на
обще/садовском родительском собрании в октябре.